Один из самых моих любимых потретов –

В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной

Еще в юности я увидела этот портрет в журналах Крестьянка или Работница. Помните были такие? их выписывала практически каждая семья!! вот они –

 

И там в каждом номере на развороте печатали репродукции лучших мировых художников, которые сопровождались подробным описанием истории создания картины…

Собирала я эти вырезки и аккуратно складывала в альбом.

Картины великих художников волновали…

Секреты мастеров и тайны живописи непостижимы…

Жаль, с переездами эта толстая стопка вырванных листов не сохранилась…

Но сохранилось в памяти многое из тех историй, а особенно – княжна Тараканова, о которой я уже писала, и портрет Марии Лопухиной.

Ее рыжие кудряшки настолько нежно обволакивали лицо, и вся она настолько тонко пронизана светом, теплом, нежностью, что не запомнить эту картину было просто невозможно.

Есть версия, что Лопухина умерла через год после написания портрета, кто-то считает, что через 3 и даже 5 лет…  Есть лишь факт, что Мария не была вполне счастлива в замужестве, и многие усматривали в портрете чувственный подтекст.

Историки до сих пор гадают – насколько могли быть близкими отношения 40-летнего Боровиковского и юной Марии Лопухиной, которая была представительницей графского рода Толстых.  Лопухина – ее фамилия по мужу, егермейстеру.

 

Однажды, почти сто лет назад, поэт Полонский увидел у своих знакомых портрет Марии Ивановны Лопухиной, написанный Боровиковским. Портрету к тому времени тоже было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он почти ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что умерла она совсем молодой.

Поэт думал: “Какое чудо – живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца…”

И в голове его начали складываться стихи:

 

Она давно прошла – и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас…

 

Конечно, мы потому и помним Лопухину, что ее написал Боровиковский. Ну, а если бы мы не знали, кто изображен на портрете, разве он меньше нравился бы нам или меньше трогал нас? Наверно, нет. Оттого и будет вечно волновать нас этот портрет, что художник не только похоже изобразил давно забытую Марию Ивановну Лопухину, но создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.

Порудоминский В


Комментариев к записи: 4

  1. Резеда:

    Как я любила эти журналы – Крестьянку и Работницу. По школьным урокам изобразительного искусства помню Боровиковского. Мне нравились его портреты – Лопухиной, одна из них, еще помню портрет Нарышкиной. В детстве нас водили в Эрмитаж и Русский музей и там мы наглядно их изучали и не только Боровиковского. Спасибо за воспоминания.

  2. Ladnaya:

    Вы правы…. на эти портреты можно смотреть очень долго…

  3. Татьяна Бурмистренко:

    Я тоже помню журналы “Работница”, “Крестьянка”, “Огонек”. Для меня они были источником как раз знакомства с репродукциями картин. Помню, как на меня огромное воздействие оказал тогда портрет Нифертити.
    Высокое качество изображения меня по тем временам завораживало.
    И сейчас, когда есть гораздо больше возможностей для знакомства с миром красоты и искусства, нужно воспитывать в эстетическом духе и подрастающее поколение.
    Моей дочке всего 2,5 года, но я уже знакомлю ее с картинами Шишкина, Тропинина, Васнецова, Маковского. И она это усваивает, и узнает их.
    А портреты женщин , безусловно, всегда привлекали внимание зрителя.
    Спасибо за соприкосновение с прекрасным.

  4. Ladnaya:

    Татьяна, это Вам спасибо! действительно, на меня тоже портрет Нефертити оказывал особое воздействие. Скоро напишу о ней!

Написать комментарий