Картина Крамского “Неизвестная” – одна из самых известных и любимых!

Известная “Неизвестная” – тавтология получилась :)

 

Часто этот портрет еще называют “Незнакомка”. Википедия  пишет о портрете, но не очень подробно.

Это тоже одна из самых любимых мною картин. В прошлый раз я делилась историй картин “Портрет Лопухиной. Боровиковский” и “Княжна Тараканова. К. Флавитский”.

Когда смотришь на подобные картины, всегда хочется узнать – а что там было  с художником и его “персонажем”?

 

И когда узнаешь реальную, или хотя бы в каком-то виде дошедшую до нас историю создания, то восприятие картины меняется на еще более пристальное и заинтересованное.

 

 

Крамской Неизвестная. Незнакомка

Почему Незнакомка, почему Неизвестная?

Никто не знает до сих пор.

Есть две, даже три версии!

Версия 1, что портрет написан с жены художника Ярошенко Марии Павловны, либо с его племянницы, т.к. обнаруживается некоторое сходство в лице. Есть мнение, что на картине изображён собирательный образ дамы 1880-х годов, одетой модно и со вкусом. На картине – во всем видны противоречия и противоположности, которые и притягивают! Единство противоположностей (даже тут законы диалектики вспоминаются :)) – наверное в этом и состоит особая магия Образа Неизвестной…Чуть высокомерный взгляд  опытной и повидавшей жизнь женщины, с одной стороны, и глубокая грусть полуприкрытых глаз, с другой, не оставляет равнодушным ни одного зрителя…  Мягкий мех ворота подчеркивает теплоту и удивительную бархатистость кожи, а за спиной – морозный Питерский воздух… Недосягаемая и неприступная, и в то же время, теплая, манящая, практически живая – так и кажется, что вот-вот вынет изящную руку в кожаной перчатке из муфты и подаст ее, чтобы выйти из экипажа…

Но я,  кажется, отвлеклась от версий – а могу говорить об этом образе долго… Магия!!…

Так что, идём дальше!

 

Версия 2, что позировала Крамскому грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, которая якобы была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны.

 

Версия 3, самая романтичная и потому воспринимаемая, как самая правдивая. Но доказательств нет, т.к. картину обнаружили после смерти Крамского в его мастерской. Полагают даже, что это была его последняя работа. Чем больше тайн, тем больше домыслов – так всегда было, так всегда будет!

По этой версии на картине изображена Матрёна Саввишна, жена Бестужева, бывшая курская крестьянка. Он был так очарован ее красотой, что увидав её в горничных у своей помещицы тёти, выпросил её и привез в Петербург, где её обучали этикету, танцам, грамоте. “Столбовой дворянин и мужичка!” – возмущалась помещица-тётя, но молодой Бестужев её победил. Крамской бывал в их семье и конечно же также был восхищен красотой Матрёны Саввишны. Однако семейная жизнь Бестужева не задалась: из-за красоты жены он несколько раз был инициатором дуэлей с особо активными кавалерами, которые оканчивались примирением, но всё же оставляли негативный след в семейной жизни. Потом умер их единственный сын… И родня Бестужевых просила церковь расторгнуть брак, что и было сделано.  Матрёна Саввишна тяжело заболела при возвращении на родину и умерла в земской больнице. Крамской узнал об этом не сразу, а только когда приехал в деревню, так и не дождавшись от Матрёны обещанного ему письма.

А как же портрет, спросите Вы?

По всей видимости, картина связана с историй, которую Матрёна Саввишна рассказала супругу, вернувшись однажды с прогулки. Якобы она встретила на улице свою бывшую помещицу, и они обе узнали друг друга. Помещица ждала от бывшей горничной потока благодарностей за то позволение отдать её Бестужеву. Но Матрёна Саввишна проехала мимо неё с таким величавым видом, словно не узнала свою бывшую помещицу.

Возможно Крамской живо представил себе эту ситуацию и как художник  домыслил-дорисовал-видоизменил суть встречи, и теперь мы видим её такой загадочной и недосказанной…

Магия Образа…!

 

Буду и далее знакомить Вас с картинами известных художников, которые мне нравятся, а за сим, позвольте откланяться на совсем непродолжительное время – буквально до следующей статьи!

 

С добром и творчеством,

Елена Л

 

P.S. Кто хочет почувствовать себя хотя бы ненадолго или надолго художником, приглашаю на свой мини-курс “Я – Творец!”, который начинается завтра 13.12.2011 в 15.00 (мск) бесплатным вебинаром! – подробности здесь.



Комментариев к записи: 13

  1. Ирена:

    А я слышала, что на картине изображена знаменитая петербургская проститутка, возвращающаяся после ночной “работы”.

  2. Ladnaya:

    Ирена, верно, это как раз относится к версии 2 :) я просто не стала ее слишком расписывать – неинтересно :)

  3. Oksana:

    Люблю читать истории о картинах, о художниках.
    В данном случае все версии о героине интересные. Пусть она останется незнакомкой. Может быть это наша Джоконда.

  4. Ladnaya:

    Оксана, да, в каждой картине есть своя загадка! я с детства любила читать такие истории создания картин

  5. Анна:

    Мой дедушка выписывал журнал “Огонек”. Так вот я в детстве эту картину наглым образом выдрала из его журнала – так сильно она меня притягивала.

  6. Ladnaya:

    Анна,
    это и впрямь одна из самых непонятно почему притягивающих к себе картин…
    на нее можно смотреть очень долго…

  7. Валентина:

    У моей мамы висела такая репродукция и сейчас только я поняла(вглядевшись), что мамочка была похожа на портрет.Аж мороз по коже.

  8. Ladnaya:

    Валентина, да… эта картина удивительная.. волшебная…

  9. Елена:

    Прочтите, пожалуйста, рассказ Гаршина “Надежда Николаевна”, и вам станет ясно, кто эта женщина, и почему Крамской не посчитал нужным называть ее имя. Героиня рассказа говорит художнику примерно следующее: как только картина появится на выставке, каждому будет ясно, кто я такая, и где Вы могли меня взять. Поэтому Третьяков отказался приобрести картину для своей галереи, а Стасов прямо на выставке назвал ее “кокоткой в коляске”. А что касается блоковской “Незнакомки”, то и он ничего не скрывал от современников, ибо только “дама полусвета” появлялась в ресторанах “каждый вечер в час назначенный всегда без спутников, одна”…Придти в ресторан женщине одной считалось верхом неприличия, также как быть разряженной по последней моде (упругие шелка и шляпа с страусовыми перьями), и надеть сразу несколько колец (и в кольцах узкая рука. Советские литературоведы этот образ сильно заретушировали и он стал трактоваться как “собирательный образ”. А между тем, Блок на углу Невского и Итальянской по вечерам “снимал” вовсе не собирательные образы, а живую плоть (см. воспоминания Горького о Блоке).

  10. Елена:

    А. Блок
    ***

    Утреет. С богом! По домам!
    Позвякивают колокольцы.
    Ты хладно жмешь к моим губам
    Свои серебряные кольцы,
    И я – который раз подряд –
    Целую кольцы, а не руки…
    В плече, откинутом назад,-
    Задор свободы и разлуки,
    Но еле видная за мглой,
    За дождевою, за докучной…
    И взгляд, как уголь под золой,
    И голос утренний и скучный…
    Нет, жизнь и счастье до утра
    Я находил не в этом взгляде!
    Не этот голос пел вчера
    С гитарой вместе на эстраде!..
    Как мальчик, шаркнула; поклон
    Отвешивает… “До свиданья…”
    И звякнул о браслет жетон
    (Какое-то воспоминанье)…
    Я молча на нее гляжу,
    Сжимаю пальцы ей до боли…
    Ведь нам уж не встречаться боле.
    Что ж на прощанье ей скажу?..
    “Прощай, возьми еще колечко.
    Оденешь рученьку свою
    И смуглое свое сердечко
    В серебряную чешую…
    Лети, как пролетала, тая,
    Ночь огневая, ночь былая…
    Ты, время, память притуши,
    А путь снежком запороши”.

    29 ноября 1913

  11. Ladnaya:

    Елена, Вы молодец :) очень убедительно!

  12. Анна:

    Действительно, очень интересно узнавать историю или версии написания картины. По-другому воспринимаешь ее. Третья версия очень печальна. Из крепостной – такой взлет вверх. А потом – падение. Версий может быть еще больше. Кокотка, княгиня, крепостная? Есть чудесная картина и ее загадка. Картиной любуемся, а загадку пытаемся разгадать.

  13. Ladnaya:

    практически каждая картина имеет свою историю…

Написать комментарий