Картина Крамского “Неизвестная” – одна из самых известных и любимых!
Известная “Неизвестная” – тавтология получилась
Часто этот портрет еще называют “Незнакомка”. Википедия пишет о портрете, но не очень подробно.
Это тоже одна из самых любимых мною картин. В прошлый раз я делилась историй картин “Портрет Лопухиной. Боровиковский” и “Княжна Тараканова. К. Флавитский”.
Когда смотришь на подобные картины, всегда хочется узнать – а что там было с художником и его “персонажем”?
И когда узнаешь реальную, или хотя бы в каком-то виде дошедшую до нас историю создания, то восприятие картины меняется на еще более пристальное и заинтересованное.
Почему Незнакомка, почему Неизвестная?
Никто не знает до сих пор.
Есть две, даже три версии!
Версия 1, что портрет написан с жены художника Ярошенко Марии Павловны, либо с его племянницы, т.к. обнаруживается некоторое сходство в лице. Есть мнение, что на картине изображён собирательный образ дамы 1880-х годов, одетой модно и со вкусом. На картине – во всем видны противоречия и противоположности, которые и притягивают! Единство противоположностей (даже тут законы диалектики вспоминаются :)) – наверное в этом и состоит особая магия Образа Неизвестной…Чуть высокомерный взгляд опытной и повидавшей жизнь женщины, с одной стороны, и глубокая грусть полуприкрытых глаз, с другой, не оставляет равнодушным ни одного зрителя… Мягкий мех ворота подчеркивает теплоту и удивительную бархатистость кожи, а за спиной – морозный Питерский воздух… Недосягаемая и неприступная, и в то же время, теплая, манящая, практически живая – так и кажется, что вот-вот вынет изящную руку в кожаной перчатке из муфты и подаст ее, чтобы выйти из экипажа…
Но я, кажется, отвлеклась от версий – а могу говорить об этом образе долго… Магия!!…
Так что, идём дальше!
Версия 2, что позировала Крамскому грузинская княжна Варвара Туркестанишвили, которая якобы была фавориткой Александра I и фрейлиной императрицы Марии Фёдоровны.
Версия 3, самая романтичная и потому воспринимаемая, как самая правдивая. Но доказательств нет, т.к. картину обнаружили после смерти Крамского в его мастерской. Полагают даже, что это была его последняя работа. Чем больше тайн, тем больше домыслов – так всегда было, так всегда будет!
По этой версии на картине изображена Матрёна Саввишна, жена Бестужева, бывшая курская крестьянка. Он был так очарован ее красотой, что увидав её в горничных у своей помещицы тёти, выпросил её и привез в Петербург, где её обучали этикету, танцам, грамоте. “Столбовой дворянин и мужичка!” – возмущалась помещица-тётя, но молодой Бестужев её победил. Крамской бывал в их семье и конечно же также был восхищен красотой Матрёны Саввишны. Однако семейная жизнь Бестужева не задалась: из-за красоты жены он несколько раз был инициатором дуэлей с особо активными кавалерами, которые оканчивались примирением, но всё же оставляли негативный след в семейной жизни. Потом умер их единственный сын… И родня Бестужевых просила церковь расторгнуть брак, что и было сделано. Матрёна Саввишна тяжело заболела при возвращении на родину и умерла в земской больнице. Крамской узнал об этом не сразу, а только когда приехал в деревню, так и не дождавшись от Матрёны обещанного ему письма.
А как же портрет, спросите Вы?
По всей видимости, картина связана с историй, которую Матрёна Саввишна рассказала супругу, вернувшись однажды с прогулки. Якобы она встретила на улице свою бывшую помещицу, и они обе узнали друг друга. Помещица ждала от бывшей горничной потока благодарностей за то позволение отдать её Бестужеву. Но Матрёна Саввишна проехала мимо неё с таким величавым видом, словно не узнала свою бывшую помещицу.
Возможно Крамской живо представил себе эту ситуацию и как художник домыслил-дорисовал-видоизменил суть встречи, и теперь мы видим её такой загадочной и недосказанной…
Магия Образа…!
Буду и далее знакомить Вас с картинами известных художников, которые мне нравятся, а за сим, позвольте откланяться на совсем непродолжительное время – буквально до следующей статьи!
С добром и творчеством,
P.S. Кто хочет почувствовать себя хотя бы ненадолго или надолго художником, приглашаю на свой мини-курс “Я – Творец!”, который начинается завтра 13.12.2011 в 15.00 (мск) бесплатным вебинаром! – подробности здесь.
13 Декабрь 2011 в 9:50
А я слышала, что на картине изображена знаменитая петербургская проститутка, возвращающаяся после ночной “работы”.
13 Декабрь 2011 в 10:16
Ирена, верно, это как раз относится к версии 2 я просто не стала ее слишком расписывать – неинтересно
13 Декабрь 2011 в 11:59
Люблю читать истории о картинах, о художниках.
В данном случае все версии о героине интересные. Пусть она останется незнакомкой. Может быть это наша Джоконда.
13 Декабрь 2011 в 18:07
Оксана, да, в каждой картине есть своя загадка! я с детства любила читать такие истории создания картин
15 Декабрь 2011 в 16:03
Мой дедушка выписывал журнал “Огонек”. Так вот я в детстве эту картину наглым образом выдрала из его журнала – так сильно она меня притягивала.
15 Декабрь 2011 в 22:39
Анна,
это и впрямь одна из самых непонятно почему притягивающих к себе картин…
на нее можно смотреть очень долго…
14 Февраль 2012 в 21:32
У моей мамы висела такая репродукция и сейчас только я поняла(вглядевшись), что мамочка была похожа на портрет.Аж мороз по коже.
15 Февраль 2012 в 0:15
Валентина, да… эта картина удивительная.. волшебная…
15 Февраль 2012 в 21:30
Прочтите, пожалуйста, рассказ Гаршина “Надежда Николаевна”, и вам станет ясно, кто эта женщина, и почему Крамской не посчитал нужным называть ее имя. Героиня рассказа говорит художнику примерно следующее: как только картина появится на выставке, каждому будет ясно, кто я такая, и где Вы могли меня взять. Поэтому Третьяков отказался приобрести картину для своей галереи, а Стасов прямо на выставке назвал ее “кокоткой в коляске”. А что касается блоковской “Незнакомки”, то и он ничего не скрывал от современников, ибо только “дама полусвета” появлялась в ресторанах “каждый вечер в час назначенный всегда без спутников, одна”…Придти в ресторан женщине одной считалось верхом неприличия, также как быть разряженной по последней моде (упругие шелка и шляпа с страусовыми перьями), и надеть сразу несколько колец (и в кольцах узкая рука. Советские литературоведы этот образ сильно заретушировали и он стал трактоваться как “собирательный образ”. А между тем, Блок на углу Невского и Итальянской по вечерам “снимал” вовсе не собирательные образы, а живую плоть (см. воспоминания Горького о Блоке).
15 Февраль 2012 в 21:37
А. Блок
***
Утреет. С богом! По домам!
Позвякивают колокольцы.
Ты хладно жмешь к моим губам
Свои серебряные кольцы,
И я – который раз подряд –
Целую кольцы, а не руки…
В плече, откинутом назад,-
Задор свободы и разлуки,
Но еле видная за мглой,
За дождевою, за докучной…
И взгляд, как уголь под золой,
И голос утренний и скучный…
Нет, жизнь и счастье до утра
Я находил не в этом взгляде!
Не этот голос пел вчера
С гитарой вместе на эстраде!..
Как мальчик, шаркнула; поклон
Отвешивает… “До свиданья…”
И звякнул о браслет жетон
(Какое-то воспоминанье)…
Я молча на нее гляжу,
Сжимаю пальцы ей до боли…
Ведь нам уж не встречаться боле.
Что ж на прощанье ей скажу?..
“Прощай, возьми еще колечко.
Оденешь рученьку свою
И смуглое свое сердечко
В серебряную чешую…
Лети, как пролетала, тая,
Ночь огневая, ночь былая…
Ты, время, память притуши,
А путь снежком запороши”.
29 ноября 1913
16 Февраль 2012 в 8:59
Елена, Вы молодец очень убедительно!
30 Июль 2012 в 16:47
Действительно, очень интересно узнавать историю или версии написания картины. По-другому воспринимаешь ее. Третья версия очень печальна. Из крепостной – такой взлет вверх. А потом – падение. Версий может быть еще больше. Кокотка, княгиня, крепостная? Есть чудесная картина и ее загадка. Картиной любуемся, а загадку пытаемся разгадать.
31 Июль 2012 в 14:20
практически каждая картина имеет свою историю…