Пока мы помним, подвиг героев будет жить!

С Днем Победы! Великий День, в который мы вспоминаем …

Сегодня решила полностью привести текст статьи, которую написала сестра моего отца, моя родная тётя, к Дню Победы 9 мая 2019 года.

На фото – бабушка с дедушкой и подпись на обороте снимка. Когда я родилась, все сказали – это вторая Лиза! Так звали мою бабушку – Елизавета Дмитриевна.

Елизавета Дмитриевна и Александр Семенович Хаймины

Елизавета Дмитриевна и Александр Семенович Хаймины

 

Подпись на фотографии

Подпись на фотографии

 

Это рассказ о моих бабушке и дедушке. Многих фактов я даже не знала. Вот так мы и забываем историю даже в рамках одной семьи, что считаю непростительным.

Поэтому призываю всех – расспрашивайте своих родителей, бабушек и дедушек об их жизни, об истории Вашего рода.  Ведь это история не только вашей семьи, но и страны, историческая правда из первых рук. Знать историю своей семьи, чтить память предков – значит иметь силу прародителей и сильные родовые корни, которые будут питать и давать Вам энергию для жизни.

Нынче это так просто сделать – просто записывайте рассказы на телефон, на видео, чтобы всё это осталось, пока еще есть время!

А сейчас 8 маленьких рассказов из жизни от Тамары Александровны Хайминой:

  • Все дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной войны. Многое изменилось в мире с тех пор. В последнее время некоторые деятели изо всех сил стараются переписать нашу историю, очерняя наших героев. Но я помню рассказы моего отца-фронтовика Хаймина Александра Семёновича, который сполна испытал на себе все тяготы и лишения той поры. 
  • СЫН В ОТВЕТЕ ЗА ОТЦА 
    Закалку он получил еще в юные годы. Его отец, мой дедушка Хаймин Семён Дмитриевич, был большевиком, в годы Гражданской войны командовал отрядом, боровшимся с колчаковцами. Когда в родной деревне отца Монастырево оказались колчаковцы, они схватили юного Александра, высекли плетью и заперли в амбаре, чтобы на следующий день прилюдно расстрелять за то, что его отец был большевиком. Моему отцу было тогда всего 16 лет. К счастью, на рассвете часовой уснул, и отцу удалось бежать. Долго гнались на лошадях колчаковцы за ним, но благодаря крестьянской смекалке и юношеской выносливости ему удалось от них скрыться. Мой отец даже в мыслях не мог допустить, что в наше время так будет возвеличен Колчак, не щадивший ни детей, ни стариков. 
  • ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ 
    Отец был призван на фронт в июле 1941 г. Понинским райвоенкоматом, воевал в составе 50-й отдельной стрелковой бригады Калининского фронта в должности стрелка. 
    В феврале 1942 г. шли ожесточенные бои под Ржевом. В одном из боев при наступлении отец был ранен. По дороге в медсанбат наткнулся на своего друга Ивана, раненного в живот (к сожалению, я не помню фамилии Ивана). Ранение было тяжелым, шансов выжить у него не было. Но отец, раненый сам, потащил Ивана в медсанбат в надежде спасти друга. Иван стонал, периодически терял сознание, а когда приходил в себя, умолял моего отца пристрелить его, говорил, что все равно не выживет. Но отец ругал его за малодушие, переживая за друга и злясь на себя за то, что не может тащить его быстрее, потому что сам истекал кровью. Ивана отец не дотащил до медсанбата, друг умер у него на руках. Об этом отец рассказывал с такой болью в сердце, со слезами на глазах, при этом голос у него всегда дрожал, хотя он был крепким и мужественным человеком. 
  • КОММУНИСТЫ, ВПЕРЕД! 
    Мой отец был беспартийным, но с большим уважением рассказывал, как в наступление первыми бросались коммунисты и комсомольцы и шли вперед. Он говорил, что, глядя на мужество этих безусых парней, им, беспартийным и старшим по возрасту бойцам, стыдно было отсиживаться в окопах, и они тоже поднимались, шли в атаку. И таких примеров было немало. Так они приближали Победу, все дальше и дальше гнали фашистов с нашей земли, освобождая город за городом, деревню за деревней. А фашисты, отступая и оставляя захваченные населенные пункты, особенно деревни и села, уничтожали все, что успевали, отравляли колодцы и водоемы. 
  • РУССКАЯ РУЛЕТКА 
    В один из летних знойных дней взвод, в котором воевал отец, освободил очередную деревню. Всем хотелось пить, но была высока вероятность, что колодцы отравлены, потому что такие факты были уже не единичные. Жажда была невыносимой. Командир обратился к бойцам с просьбой, кто рискнет попробовать воду из колодца, чтобы знать наверняка, отравлена она или нет. 
    Никто не решался, все молчали. Тогда вышел отец и подошел к колодцу, черпнул воды и выпил. Вода показалась ему такой чистой, такой вкусной, вкуснее не пил. Все с замиранием сердца ждали, что же с ним будет, упадет замертво или нет. Но отец стоял живехонький и веселый, ничего его не беспокоило. Наконец-то все набрали воды, пили, плескались. Командир поблагодарил отца, обещал представить к награде, но то ли документы потерялись, то ли командир не успел написать, потому что в эти дни гнали фашистов, не давая им продыху. Награда так и не нашла своего героя. 
  • ОСОБАЯ ЧЕСТЬ
    Кровопролитные бои шли на Курской дуге, неба не было видно, кругом разрывы снарядов, пули свистят отовсюду. Это был кромешный ад. В одном из таких боев отец был контужен и тяжело ранен разорвавшимся снарядом. После этого лечился в госпиталях не один год в разных городах, даже в Ташкенте.
    Демобилизовался мой отец только в сентябре 1947 г. У него не было орденов, были медали «За боевые заслуги». Но для него важнее награды, чем гвардейский знак, не было. Он очень гордился тем, что он служил в гвардейском полку. Когда он встречался с фронтовиками, его первый вопрос был, был ли тот гвардейцем. И если собеседник отвечал, что не был гвардейцем, отец с гордостью, даже неким превосходством говорил, что не всем вручали гвардейский знак, его надо был заслужить. 
    На встречах со школьниками ему всегда задавали вопрос, в каком звании он вернулся с фронта. На что отец с гордостью отвечал, что он рядовой красноармеец, пехотинец. И была причина для гордости, ведь именно пехота была на передних рубежах фронта, пехота могла пройти везде, пехоте доставалось больше всего. И пехотинец первым расписался на развалинах рейхстага. 
  • ТРУДОВОЙ ПОДВИГ ЖЕНЩИН 
    С особой теплотой хочу рассказать о своей матери Елизавете Дмитриевне Хайминой, матери-труженице, матери-героине. 
    В годы войны все труженики тыла работали не покладая рук, от зари до зари. А в деревнях еще и в личном хозяйстве надо успеть работать. Не обошла стороной такая участь и нашу маму. Я удивляюсь, как она выдержала все эти испытания, ведь на ее плечи легли заботы по хозяйству, дети мал мала меньше, не говоря уже о работе в колхозе. И если отца всегда выручало чувство юмора, то маму спасала песня. Сколько себя помню, она всегда пела, то с соседками-подругами, то одна. Ни разу не видела, чтобы она сидела без дела, даже на отдыхе всегда были заняты руки: то шила, то вязала, то штопала, при этом всегда пела, чаще всего напевала удмуртские мелодии без слов. Никого не удивлю, если скажу, что семья в годы войны голодала, ели все подряд, трудно было найти крапиву, пестики и другие съедобные травы. Но никто не жаловался на тяжелую жизнь, на голод, все понимали – идет война. 
  • ХЛЕБА ГОРБУШКУ – И ТУ ПОПОЛАМ 
    У матери была подруга Афанасья Павловна Чупина. В горе и в радости были вместе, помогали друг другу как могли и чем могли, кусок хлеба делили пополам. Был такой случай, когда мама с детьми от голода совсем обессилила, уже просто на ноги встать не могли. Пришла Афанасья, похлебку из трав сварила, хлеба принесла, накормила всех. Постепенно стали оживать. Афанасья каждый день приходила проведать, пока семья не окрепла. Вот так, помогая друг другу, поддерживая друг друга, выжили. 
  • КАКОЙ ПАЛЕЦ НИ УКУСИШЬ… 
    Нас было десять детей, пять братьев и пять сестер. И ни с одним ребенком мама не сидела в декретном отпуске, она все время работала. (Имеет заслуженную награду, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 06.06.1945 г. награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»). По ночам шила нам одежду, стирала, готовила кушать. Мы не ходили в лохмотьях, грязной одежде, пусть штаны и носки были заштопаны, но одежда была чистой, все было чистым. Мы, дети, практически не видели своих родителей, старшие братья и сестры воспитывали младших, так и росли. И все выросли достойными людьми, потому что был пример родителей. Родителям за нас не пришлось краснеть. 
    Подвиг нашей матери отмечен правительственными наградами, она была награждена медалями «Медаль материнства» I и II степени, орденами «Материнская слава» I, II и III степени. 
    Когда маму спрашивали, кого из детей она любит больше, она отвечала: «Мои дети – это мои пальцы на руках. И какой палец не заденешь, одинаково больно, не бывает какому-то пальцу большее, чем другим». 
    В память о всех погибших на фронтах Великой Отечественной войны и тех, кто ковал победу в тылу, с днем Победы! 
  • Тамара ХАЙМИНА

 

Вот такое повествование. 

Надеюсь, будут еще рассказы, и я с вами поделюсь!

 

С добром и творчеством,

Елена Ладная

Пока мы помним, подвиг героев будет жить!

Комментариев к записи: 7

  1. Светлана Н:

    Какие простые и теплые истории! Читается легко, и картины-образы возникают яркие , живые. Странное чувство общности судьбы возникает при этом… Как будто мы все одна большая родня, пережившая одни и те же или очень похожие испытания. Как будто со своими дедушками-бабушками поговорила…, которых уже давно нет среди живых. Да, много мы потеряли, не записывая все их рассказы о жизни до войны, во время войны и сразу после нее. Тоже очень сожалею, что не расспрашивала и не записывала такие истории, когда они были живы…

  2. Ladnaya:

    Светлана, спасибо за подробные мысли…
    А может быть имеет смысл Вам самой сейчас записывать то, что Вы помните уже из своей жизни?
    Это тоже история, ведь мы жили и продолжаем жить в эпоху перемен – из Советсткого Союза в дикий капитализм…
    Уже сейчас то, что было доступно в Советстком Союзе, воспринимается, как сказка, так что тем более надо об этом писать.
    Как считаете?

  3. Светлана Н:

    Да, согласна, я об этом давно уже думаю. Интересно, что и сын на этом настаивает… Даже простые семейные истории эпохи советского времени сегодня воспринимаются молодежью как нечто невероятное. А если рассказать о трудовых буднях простого инструктора горкома партии или ответ.секретаря гор.общества “Знание”? Ведь никто об этой работе из современников ничего толком не знает… Просто руки порой чешутся – так хочется описать и рассказать. Но…, как всегда,3 “не” всегда на страже: недосуг, некогда и нет времени. Может быть, когда-нибудь…

  4. Ирина:

    Светлана, пишите, раз такое дело!!

  5. Ladnaya:

    Светлана, вот смотрите – сколько Вам уже знаков свалилось прямо на голову – сын об этом просит, Вы прочли эту статью, и уже сами думаете об этом! Так берите и делайте! Вы же чудесно пишите!
    И неправда – что недосуг! Не ВЕРЮ!!!
    Просто возьмите и наговорите на телефон – сейчас во всех есть диктофоны, можно даже на камеру наговорить, так больше эмоций и событий вспомните, а захотите ли потом переводить в текст – сами решите, да и сын поможет. Есть такие программы, которые автоматом звук переводят в текст, такой перевод называется транскрибация.
    Так что, все в Ваших руках )

  6. Елена Калинина:

    Простые жизненные истории, но сколько тягостей перенесли Ваши родные! Тяжелые испытания не лишали ох оптимизма и веры в светлое будущее. Очень немногие в наше время смогли бы перенести такие испытания! Отличные истории Светлана. Пиши еще – ведь они очень интересны!

  7. Ladnaya:

    Елена, это верно, испытания тяжелейшие… Думаю, что похожие истории могут рассказать многие наши бабушки и дедушки, надо только их расспросить об этом! И – прошу прощения – меня зовут не Светлана, а также, как Вас)

Написать комментарий